Главная / Идеи и решения / Методика Белютина: как развить креативное мышление

Методика Белютина: как развить креативное мышление

Методика Белютина: как развить креативное мышление

Методика Белютина: как развить креативное мышлениеМы уже не один раз писали про креативное мышление: почему оно важно для управленца и что за фрукт такой — креативный менеджмент. Однако часто компании сталкиваются с проблемой поиска оригинально мыслящих сотрудников. К счастью, креативное мышление можно развить, и в этом поможет методика Белютина. Элий Белютин — российский педагог, художник и философ. Более 20-ти его учеников стали основоположниками новых направлений в искусстве. Впечатляет? Поговорим о методике подробнее.

«Цифровая амнезия»

В век цифровых технологий информацию человек всё больше доверяет гаджетам: пароли, явки, планы на рабочий день. О дне рождения главного бухгалтера услужливо напомнит айфон, а все важные логины давно лежат в заметках на Google Docs. Человечество подсело на «цифровую иглу» и слезать с неё не торопится.

Таким образом, превращая электронный носитель в свою «вторую память», функции «первой памяти» притупляются. Проявляется «цифровая амнезия»: не тренируя мозг запоминать что-либо, навык запоминания ослабевает. Логично, что в целом от этого страдает и качество выполняемой работы.

Как здесь поможет методика Белютина? Дело в том, что она стимулирует работу ранее незадействованных участков мозга, развивает память и способность находить верное решение проблемы. Именно поэтому на мастер-классах по этой методике сотрудники обычно рисуют, т.е. визуализируют проблему.

Благодаря таким мастер-классам человек:

    • запоминает большой массив данных;
    • легко разбирается в сложной структуре;
    • развивает креативное мышление;
    • и решает личностные проблемы.
Методика Белютина: этапы

Этап 1. Выбор символа

Перед каждым сотрудников лежит чистый белый лист. На нем он должен изобразить главный символ, который назначается заранее. Например, если целью мастер-класса стоит развитие памяти и концентрации, подходящий символ — вода (река, водопад и т.д.). Вода течет, не останавливаясь — как поток информации, в котором менеджеру нужно удерживать свою концентрацию  и внимание на нужных задачах.

Этап 2. Изображение проблемы

Здесь менеджер изображает и описывает проблему, сообщая о ней то, что он уже знает на пяти разных уровнях.

Физиологический.  Например, если сотрудник изобразил реку, надо показать её во всех деталях: с берегами, растительностью на них и т.д.

Экспрессивный. Теперь надо сообщить сотрудникам, что изображенный символ — это ситуация, которую следует взять под контроль. Начинают рисоваться мосты, переправы и т.д. Как и на первом уровне, изображение должно быть максимально детальным и конкретным.

Интеллектуальный. Сотрудникам сообщается новая тема: путешественник, которому надо перебраться на другой берег. Изображения водоема и путешествующего также должны быть детальны и образовывать одну картину.

Визуальный. Начинается работа с цветом. Например, раскрашивается мост. Как правило, участники интуитивно выбирают цвет, характеризующий в их понимании прочность: темно-серый, имитирующий камень, или коричневые оттенки, изображающие бревенчатые своды. Можно дорисовать детали, к примеру, перила с необыкновенным узором. Такие детали — символ индивидуального восприятия проблемы и её индивидуального решения.

Рациональный. Менеджер должен изобразить свою конечную цель. Интересное наблюдение: чем детальнее цель на рисунке, тем лучше менеджер представляет, как её достичь.

Этап 3. Эмоции

В завершении мастер-класса менеджеры раскрашивают всю картину целиком. Многое здесь можно узнать из выбора цветов. Те, кто идут на контакт проще и легче, в основном используют яркие цвета. Кому это дается сложнее, используют приглушенные тона. Самыми темными цветами человек чаще всего раскрашивает места, вызывающие у него наибольший дискомфорт и неуверенность.

Что в итоге?

Пока менеджеры занимались, казалось бы, какими-то развлечениями дошкольного возраста, их мозг был настроен на решение проблемы нетривиальными путями. Таким образом, раскрашивая мостик в коричневый, человек неосознанно находит выход из ситуации.

Так же к приятным бонусам использования методики Белютина можно отнести сокращение времени на адаптацию новых сотрудников, повышение уровня выполняемых KPI, получение обратной связи от сотрудников и налаживание диалога между сотрудниками.

Читайте также:
Вверх