Главная / Идеи и решения / Проверенные инструменты для мозгового штурма

Проверенные инструменты для мозгового штурма

Проверенные инструменты для мозгового штурма

Проверенные инструменты для мозгового штурмаКреативность участников в ходе мозгового штурма, — процесс управляемый. Это подразумевает обязательное наличие у ведущего умения профессиональной работы с групповой динамикой.

Очень часто мозговые штурмы и стратегические сессии могут заходить в тупик. Генерация новых идей прекращается. Обсуждение затихает.

Есть ряд признаков, по которым можно понять, что процесс забуксовал:

    • Упала групповая энергетика, возможно участники просто устали.
    • Резко сократилось количество предлагаемых участниками идей или они попросту отсутствуют. Все в растерянности молчат.
    • Застопорился процесс обсуждения. Участники вновь возвращаются к старым темам. Дискуссия затягивается.
Как по-новой включить творческое мышление участников?

Рассказывайте истории. Самые разные. Особенно на начальном этапе мозгового штурма. Данный прием позволяет “включить” участников и настроить их на поиск эффективных решений. Пример истории:

«К старому охотнику чукче приехал внук. И вместе они отправились охотиться на белого медведя. Ищут добычу день, второй, третий. От родного чума отошли очень далеко. И наконец, нашли. Внук решил показать, какой он меткий. Вскинул ружье и выстрелил медведю прямо в глаз. Стоит и ждет от деда похвалы. А тот говорит ему: “Бежать надо было, однако. Меньше бы пришлось тебе убитого зверя на себе тащить».

Используйте вопросы-вызовы. Это фокусированные вопросы, позволяющие направить размышления участников в новое русло, например:  

    • Предложите идеи, как это сделать проще?
    • Подумайте, как это сделать лучше?
    • Озвучьте, как это сделать эффективнее?
    • Предположите, как это можно сделать по-другому?

Также задавайте специализированные вопросы, которые учитывают бизнес-тематику клиента. Примеры вопросов:

    • Решите, какими способами можно добиться поставленных показателей?
    • Предположите, какие препятствия предстоит преодолеть?
    • Подумайте, как следует изменить систему мотивации сотрудников?
    • Каким образом вы собираетесь увеличивать долю рынка?

Оцените прошлое. Иными словами, пройдитесь по уже зафиксированным идеям и сделайте промежуточные выводы. При этом уточняйте:

    • Вспомните, все ли прозвучавшие мнения были услышаны?
    • Оцените, все ли важные моменты были вами учтены?
    • Посмотрите, не было ли чего-то упущено?
    • Подумайте, что еще существенное можно добавить?

Держите паузу. При необходимости произносите короткое: “Ну и…” и около минуты молча смотрите на участников мозгового штурма внимательным, открытым и располагающим к общению взглядом. И тут, как в детстве, главное сдержаться и не начать говорить первым.

Призывайте двигаться дальше. Предлагайте клиентам перейти к дискуссии по другим вопросам, а к обсуждению тупиковой проблемы вернитесь чуть позже.

Используйте метод ассоциаций. Он хорошо себя зарекомендовал во время проведения различных тренингов, мозговых штурмов и стратегических сессий. Мы постоянно пополняем подборку ярких, драматичных или динамичных слайдов: сплав по горной реке, бой на ринге, марафон, военная тематика и т.д.

Попросите участников сосредоточиться на картинках и подумать: каким образом можно улучшить положение изображенных людей и помочь им добиться успеха? Как правило, участники наперебой начинают предлагать различные идеи. Затем уточните, какие ассоциации возникли уже в связи с их проблемой и ее решением.

Данную методику еще называют “раскачиванием” — люди отыскивают новаторские решения путем выстраивания новых ассоциативных связей. Они начинают в ином свете видеть собственную ситуацию и уже обращают внимание на новые возможности, а не на тупики. В результате появляются новые креативные решения.

Объявляйте перерыв. Даже если его срок по регламенту еще не наступил. Все зависит от ситуации. Пусть перекурят, попьют чай, кофе, а в этот момент обязательно нужно проветрить помещение. Другой вариант перерыва — физкультминутка. И вновь за работу.

Заполните вместе матрицу креативных идей. Данный прием хорошо подходит для финальной стадии деловой игры и вполне может служить альтернативой NUF-тесту.

Заполняя матрицу, участники записывают идеи, затем выстраивают их рейтинг и оценивают с точки зрения затрат и сложности внедрения.

Матрица креативных идей

 ПродуктСервисОплатаМаркетингЛогистикаSMM
Два в одном
Измени параметр
Возьми из других сфер жизни
Примени свой продукт в других сферах жизни
Подсмотри у конкурента
Сочетай несочетаемое

Лучше, когда над матрицей работает сразу несколько человек, в режиме мини мозгового штурма. Они вместе обсуждают: какой вариант и в какой ячейке таблицы заполнить. Например:

    • Что можно взять у конкурентов? Ценовую политику, дизайн, ассортимент, качество изделий и т.д.
    • Как можно использовать “два в одном”? Скомбинировать цену с доступностью товара: готов ждать дольше — платишь меньше и т.д.
    • Как сменить формат? Сделать услугу доступнее, изменить ее, расширить ассортимент и т.д.
    • Что взять из другой сферы? Как можно использовать приемы сетевого или интернет-маркетинга в обычной торговле и т.п.

Работайте с Анкетой “Анализ возможностей”. Отличный инструмент для активации мышления участников и быстрой генерации новых идей в ситуации, когда обсуждение зашло в тупик.

Анкета состоит из четырех шагов:

Первый шаг. Меняем единицу бизнеса:

    • Каким другим способом вы можете преподнести товар / услугу клиенту?
    • Какие варианты и способы платежей вы ему предложите?
    • Как вы дадите клиенту именно то, что ему действительно нужно?

Второй шаг. Корректируем эксплуатацию активов:

    • Кого из внешних консультантов вы способны привлечь?
    • От каких активов вам необходимо избавиться?
    • Каким образом вы можете использовать чужие активы?
    • Как вы будете использовать свои активы более интенсивно?

Третий шаг. Исправляем показатели эффективности:

    • Как вы улучшите оценку своей эффективности?
    • Какие новые технологии вы в состоянии применить в бизнесе?
    • По каким показателям производительности вы можете опередить конкурентов?

Четвертый шаг. Увеличиваем скорость денежного потока:

    • Каким образом вы можете ускорить получение денег от клиента?
    • Какие платежи вы способны отсрочить?
    • Могут ли платежи поступать чаще?

Оцените принимаемые решения. Также на этапе завершения деловой игры рекомендуем использовать батарею оценочных вопросов, которые помогают критически оценить ценность и перспективность прозвучавших идей и выявить наиболее приоритетные.

    • Отвечает ли идея интересам клиентов?
    • Каким образом она позволит усилить имидж компании?
    • Как идея повысит доверие к компании со стороны клиентов?
    • Готова ли компания отказаться от получения краткосрочной прибыли ради повышения ее величины в будущем?
    • Пойдет ли компания по пути инноваций?
    • Будет ли компания владеть передовой технологией?
    • Насколько это увеличит конкурентоспособность бизнеса?

И главное, нужно обязательно верить, что участники мозгового штурма могут генерировать инновационные идеи. Важно замотивировать игроков на креативную работу и показать им, что достижение их интересы напрямую связано с результатами коллективного обсуждения.

Вверх