Главная / Наставничество / 6 принципов адаптации персонала

6 принципов адаптации персонала

6 принципов адаптации персонала 

6 принципов адаптации персоналаОт скорости и успешности выбора принципов адаптации нового человека прямо зависит, насколько быстро сотрудник начнет приносить запланированную прибыль предприятию. Кроме того, процедура адаптации решает задачу снижения издержек по поиску и найму новых сотрудников.

Процесс взаимного приспособления сотрудника и предприятия, основанный на принятии или непринятии первым новых профессиональных и организационных условий работы, должен быть связан как со стратегическим планированием на предприятии, так и с существующими программами мотивации сотрудников, оценки и развития персонала и со сложившейся корпоративной культурной компании.

Рассмотрим реализацию принципов адаптации: 

1. Корпоративная адаптация

Для того, чтобы работать эффективно, человеку необходимо получить ответы на вопросы, связанные с организацией деятельности предприятия:

    • Какое место занимает предприятие на рынке? Как иду дела? К чему стремится?
    • Каковы стратегические цели и приоритеты предприятия?
    • Кто является ключевыми клиентами? Кто основными конкурентами?
    • Как осуществляется управление предприятием? Кто принимает решения?
    • Какова структура предприятия? Где и какие подразделения расположены?
    • Кто непосредственный руководитель?
    • Какова структура предприятия? Где и какие подразделения расположены?
    • Кто непосредственный руководитель?
    • Какова периодичность и технология планирования отчетности?
    • Какие действуют процедуры, регламенты?
    • Кто и в каком порядке подписывает документы? 
2. Социальная адаптация

Приходя на работу, человек принимает те нормы поведения и общения, которые существуют в коллективе, включается в систему взаимоотношения с коллегами.

Знакомится с “атмосферой предприятия” – корпоративной культурой. Сотруднику необходимо получить ответы на следующие вопросы:

    • Какой стиль общения принят в коллективе (дружеский, официально-деловой, богемный, комеди-клаб и т.п.)?
    • Как принято обращаться к сотрудникам, равным по уровню/должности, подчиненным, руководителям?
    • Есть ли на предприятии какие-то группы, “лагеря”, территории? Какие между ними взаимоотношения?
    • С кем обедать? С кем курить?
    • У кого дети такого же возраста? У кого кошки, собаки, птички? У кого похожие хобби, увлечения?
    • Что можно/нельзя обсуждать в курилке, за обедом?
    • К кому можно/нельзя обращаться за помощью, советом?
 3. Организационная адаптация

Обычно мы проводим на работе большую часть светового дня. Это время должно быть как-то организовано в бытовом плане. Существует масса организационных моментов, с которыми предстоит разобраться новичку в первые дни/месяцы работы:

    • Где находится туалет? Где можно курить? Где находится столовая?
    • Где можно разместить свои вещи?
    • Как оформить постоянный пропуск?
    • Кто настроит компьютер?
    • Когда и где выдают зарплату?
    • Как здесь пьют чай/кофе? Можно ли принести свою кружку? Можно ли пить кофе на рабочем месте?
    • Можно ли повесить над рабочим столом плакат любимой группы? Семейное фото? Календарь с видами природы?
    • Как заказать канцелярию, курьера, машину, переговорную комнату?
    • К кому обращаться по поводу неисправностей в компьютере?
    • Где взять положенный корпоративный мобильный или медицинскую страховку?
    • Как принято справлять дни рождения? Сколько сдавать ан подарки и кому?
    • Во сколько принято уходить домой? Можно ли утром опаздывать?
    • Когда будет отпуск?
4. Техническая (технологическая) адаптация

На каждом предприятии используется свой набор техники и программного обеспечения. Новому сотруднику в период адаптации придется:

    • Запомнить новый пароль, привыкнуть к новой клавиатуре, настроить почтовую программу, обзавестись привычными закладками в “Избранном”, занести нужные контакты в “Адресную книгу”.
    • Освоить новую модель телефона, факса, копира, брошюровщика и пр.
    • Разобраться во внутрифирменной системе хранения информации, где что лежит, как называются нужные папки.
    • Освоить специфическое производственное (складское, IT и пр.) оборудование.
    • Освоить специфическое программное обеспечение (БД).
5. Профессиональная адаптация

Связана непосредственно с профессиональной стороной деятельности сотрудника. Ему необходимо освоить следующие профессиональные аспекты работы:

    • Используемые на предприятии технологии и техники.
    • Стандарты работы. Документация.
    • Нормы, нормативы, технические требования.
    • Перспективы профессионального и карьерного роста.
    • Возможности обучения, повышения квалификации.
    • Параметры оценки качества работы.

Пожалуй, из всех принципов адаптации он наиболее актуальный.

6. Психофизиологическая адаптация

Приспособление к определенному, часто отличному от привычного, режиму труда и отдыха.

Особое внимание стоит уделять организационной адаптации сотрудников, не имевших ранее опыта работы, особенно если речь идет о крупном предприятии с большой численностью персонала. Как правило, сотрудники, которые не имеют опыта работы, не имеют и опыта организационного поведения. Им сложно обратиться к коллегам из смежного подразделения по вопросу получения какой-либо информации, необходимой для работы, у них нет опыта работы со служебной документацией и т.п.

Для успешной организационной и профессиональной адаптации на предприятии целесообразно создать и развивать институт наставничества, чтобы новый сотрудник после выхода на работу не был “брошенным”.

На наставника возлагается основная  часть работы по профессиональной адаптации нового сотрудника, а также часть работы по организации адаптации.

Читайте также:
Вверх